В Алматы состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы формирования Таможенного союза.
Известно, что с января 2010 года Казахстан наряду с Россией и Беларусью вступит в Таможенный союз. О том, чего ожидать отечественным предпринимателям от таможенного тандема рассказывает вице-министр Министерства индустрии и торговли РК Жанар Айтжанова:
- В настоящее время происходит этап переговоров между тремя республиками по вопросам формирования единой таможенной территории. Хочу отметить, что была сформирована специальная переговорная делегация Республики Казахстан, куда вошли представители различных министерств и ведомств. А именно, Министерство индустрии и торговли, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, а также Таможенный комитет при Министерстве финансов. Сегодня ведутся переговоры не только по таможенным вопросам, но и по поводу того, как будет осуществляться механизм распределения косвенных налогов при импорте товаров на общую таможенную территорию. Делегацию возглавил Умирзак Шукеев, который является членом комиссии Таможенного союза от республики Казахстан.
- Скажите, в чем заключалась необходимость создавать Таможенный союз? Почему только три республики из СНГ участвуют в нем?
- Вы знаете, что Евразийское экономическое сообщество - это международная экономическая организация, которая была создана на постсоветском пространстве между пятью республиками: Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан. Основная цель - углубление интеграции между нашими странами. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 года в Астане. Наряду с этим было принято решение тремя государствами Россией, Казахстаном и Беларусью о формировании Таможенного союза. С первого января 2010 года эта организация официально начинает функционировать. Хочу пояснить, что Таможенный союз - это зона свободной торговли без таможенных импортных и экспортных платежей не только между тремя странами-участницами, но и между другими 12 республиками СНГ.
- Поясните, пожалуйста, что такое единый таможенный тариф? И как будет осуществляться торговля с третьими странами?
- Как я уже говорила ранее, не будут взиматься таможенные пошлины при пересечении границы между республиками СНГ. В отношении третьих стран определены Единые правила торговли и Единый таможенный тариф.
В рамках вышеупомянутого документа предусмотрен перечень тех товаров, которые облагаются экспортными пошлинами.
Что касается импортных таможенных пошлин и Единого таможенного тарифа, то всеми тремя сторонами составлены перечни наиболее чувствительных товаров, по которым изменение таможенных пошлин в ту или иную стороны является чувствительным для национальных экономик.
Формирование Единого таможенного тарифа является весьма значимым явлением, влияющим на внешнюю торговлю товарами, составляющими единую торговую политику трех стран. Хотелось бы отметить, что из общего количества ставок импортных таможенных пошлин, а их в стране на десятизначном уровне 11 214 тарифных линий. На момент формирования Таможенного союза импортные таможенные пошлины унифицированы на 38,8 процентов. То есть, по 4 351 товарным линиям существует единые ставки таможенных пошлин. До момента принятия последнего постановления степень гармонизации и унификации таможенных пошлин между тремя сторонами составила 60 процентов.
Вы знаете, что унификация была сделана с целью недопущения манипуляций при декларировании однородных групп товаров при пересечении таможенных границ. В этом направлении была установлена единая ставка таможенных пошлин, стоимость которой была изменена в сторону понижения. Приведу пример. На мужской одеколон в Казахстане существовала 15 процентная таможенная пошлина, а на женский - 5 процентов. В рамках процесса унификации была установлена единая ставка в 5 процентов. Как мы видим, таможенная пошлина изменилась в сторону понижения. Таким образом, перед правительством трех стран стояла нелегкая задача по унификации оставшихся 60 процентов импортных таможенных пошлин. При проведении данной работы были выделены три основных критерия: первое - это наличие и планы по производству данной категории товаров внутри государства, второе - это структура импорта и третье - это международные обязательства, включая те обязательства, которые были оговорены в рамках переговорного процесса по вступлению наших стран в ВТО. Но нужно признаться, что основной сложностью при переговорах по формированию Единого таможенного тарифа являлось то, что у каждой из стран разные торговая и тарифная политики. Поясню, для России основной задачей является защита внутреннего производителя, а также фискальная роль таможенных пошлин. Для Казахстана основной целью служит баланс интересов потребителей и производителей, заинтересованных в поставках товаров из дальнего зарубежья, причем главным образом импорт оборудования и сырья.
Что касается товаров, в отношении которых в республике установлены относительно высокие пошлины (10 процентов, 15 процентов, в редких случаях на промышленные товары - свыше 15 процентов). В проекте Единого таможенного тарифа установлены ставки на строительные материалы, трубы из черных металлов, которые производятся в Казахстане, а также, если есть дальнейшие планы по расширению производства - 15 процентов. В отношении товаров, производство которых планируется в соответствии с инвестиционными проектами и программой индустриализации, мы зарезервировали возможность применения переходных периодов. Хотела бы отметить, что одним из семи приоритетных отраслей в рамках стратегии по индустриализации является развитие и расширение фармацевтической отрасли, и поэтому на эту продукцию мы зарезервировали пятилетний переходный период. Это было сделано для того, чтобы казахстанские предприниматели смогли перейти на уровень импортных таможенных пошлин, применяемых в РФ.
В настоящее время и в Казахстане, и в Беларуси на фармацевтическую продукцию установлены низкие пошлины. Соответственно, в ближайшей перспективе (через 5 лет!) таможенные ставки по импорту лекарственных препаратов будут увеличены. Также четырехлетний переходный период зарезервирован на нефтехимическую продукцию. Это в первую очередь связано с тем, что в стране реализуется проект по строительству нефтехимического завода, который будет запущен в 2012 году.
Переходный период установлен для того, чтобы позволить отечественным потребителям продукции, импортируемой из стран дальнего зарубежья, адаптироваться и наладить межхозяйственные связи между существующими российскими предприятиями, которые производят аналогичную продукцию.
Например, практически 50 процентов товаров, которые завозятся по нулевым пошлинам в Казахстан, произведены в России и странах ближнего зарубежья. Это в основном пищевая продукция.
В результате формирования Таможенного союза для Казахстана будут повышаться ставки по 32 процентам импортных таможенных пошлин, усреднение произойдет по 10 процентам, снижение наблюдается по 5 процентам товаров.
Так как в основном меняется импортный таможенный тариф Казахстана, то по каждой из позиций, которая претерпевала какие-либо изменения, мы проводили консультации в Министерстве индустрии и торговли с отечественными отраслевыми ассоциациями по каждому виду продукции.
- В ходе этой работы, что удалось выяснить? Какие проблемы выявлены?
- Оборудование, которое завозится из стран дальнего зарубежья казахстанскими предприятиями, в связи с созданием Таможенного союза станет неподъемной ношей для отечественных предпринимателей. Поэтому возникает необходимость в создании преференциального механизма, который будет зафиксирован в законе об инвестициях.
В настоящее время мы предусмотрели этот механизм. Теперь любое оборудование, которое будет завозиться нашими бизнесменами из стран дальнего зарубежья в соответствии с инвестиционным контрактом (не для дальнейшей продажи, а именно для осуществления инвестиционного проекта) будет проходить беспошлинный таможенный контроль на территории Казахстана. Это как раз то положение, которое будет сопровождать нашу страну, несмотря на то, что на определенные виды станков, оборудования, самолетов будет взиматься пошлина в виде 15 или 20 процентов. У казахстанских производителей есть право использовать данный инвестиционный механизм, который распространяется на такие товары, как сырье, которое не производится на территории наших стран и если даже производится, то оно но не соответствует техническим характеристикам производителя. Плюс оборудование, которое завозится из стран дальнего зарубежья для того, чтобы поддержать наши предприятия при модернизации.
Нужно сказать, что на долю импорта оборудования приходится 88,7 процентов всей ввозимой продукции в Казахстан. Поэтому в скором времени будут внесены изменения в закон об инвестициях для того, чтобы расширить те отрасли, в рамках которых будет осуществляться инвестиционная практика.
- Безусловно, одним из основных факторов является объем рынка. С этой точки зрения Казахстан находится в выигрышной позиции?
- На сегодняшний день именно по этому фактору мы не находимся в самом выигрышном положении. Мы надеемся и верим в то, что создание единой таможенной территории с емкостью рынком в 165 миллионов человек будет служить дополнительным стимулом для иностранных инвесторов при принятии решения, так как не будет иметь принципиального значения, в какую страну ЕврАзЭС они будут вкладывать свои ресурсы. Ведь таможенный союз обеспечивает полный доступ к рынку всех трех стран. Союз также создаст предпосылки для открытия совместных предприятий Казахстана, России и Беларуси за счет расширения рынка сбыта товаров. Таким образом, это будет стимулировать взаимные инвестиции между нашими странами. На сегодня в Казахстане действует около 3500 тысяч СП с участием российского капитала и свыше 70 предприятий с участием белорусского капитала. В Казахстан привлечены 2,9 миллиардов долларов прямых инвестиций из Российской федерации и около 6 миллионов долларов из Беларуси. В свою очередь казахстанские инвестиции в Россию составили 1, 1 миллиард долларов и в Беларусь было вложено 6, 1 миллионов долларов казахстанских инвестиций.
- Таможенный союз подразумевает, прежде всего, создание единых правил игры для производителей. Что вы думаете по этому поводу?
- Следует отметить, что наиболее важным аспектом для казахстанской экономики является формирование Единого экономического пространства. Это, прежде всего, установление равного доступа к инфраструктуре. Это крайне важно для нас, так как мы отдалены от основных рынков сбыта нашей экспортной продукцией, и не имеем выхода к морским портам.
К примеру, доступ к внутренним тарифам России позволит сократить транспортные издержки казахстанских предприятий. Причем, когда мы говорим о внутренних тарифах РФ, то подразумеваем не только тарифы железнодорожного транспорта, но и транспортировку сырья по трубопроводу, но в этом направлении нам предстоит большая подготовительная работа, так как 7 основных соглашений, обеспечивающих взаимный доступ наших предприятий к инфраструктуре и национальным тарифам, находятся на стадии разработки и обсуждения между тремя сторонами.
- Расскажите о проекте Таможенного кодекса, который будет регулировать взаимоотношения предпринимателей с таможенными органами?
- Таможенный кодекс, который разрабатывался с учетом международных признанных норм, в частности согласно Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, создает правовое поле, которое за счет унификации законодательных сторон значительно упростит условия для ведения бизнеса.
Все договора, подписанные в рамках Таможенного союза, вступают в силу после завершения тремя сторонами внутригосударственных процедур и принятия соответствующего решения высшим органом Таможенного союза на уровне глав государств, а также на уровне глав правительств. Нужно отметить, что были одобрены предложения по этапам и срокам формирования Таможенного союза (начало функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 и завершение всех процедур к 1 июля 2011 года). Предполагается, что к этому времени таможенный контроль и таможенные посты на российско-казахстанской границе будут отменены. Что касается российско-беларуской границы, то отмена таможенных постов между двумя этими сторонами произойдет к 1 июля 1010 года. То есть, на год раньше, чем с Казахстаном.
Кроме того, между сторонами согласован механизм зачисления и распределения таможенных платежей. Формирование единой таможенной территории позволит поэтапно устранить таможенные формальности на границах между участниками Таможенного союза.
Это означает, что участники внешней экономической деятельности получат возможность уплачивать причитающиеся платежи только один раз при пересечении внешней границы Таможенного союза.
Таможенные платежи будут распределяться между сторонами по согласованному механизму. Я также хотела бы отметить про институциональную базу Таможенного союза, который будет представлен в виде комиссии, в которую войдут по одному члену с каждой стороны на уровне вице-премьеров и министров. Решение будет приниматься квалифицированным большинством, а именно 2/3 голосов. Голоса в комиссии распределены между пятью сторонами: Казахстан - 21,5 голосов, Беларусь - 21,5 голосов, Россия - 57 голосов. Критерием для распределения такого соотношения послужили объем экономики, ВВП и взносы в комиссию, которые оплачиваются пропорционально распределению голосов в комиссии.